В настоящее время в Беларуси реализуется программа развития логистической системы, рассчитанная до 2015 года, которой утверждено 50 земельных участков для строительства логистических центров. Тем не менее, как показала практика, не все участки, отведенные под строительство, востребованы инвесторами. Поэтому в ближайшее время предполагается внести изменения в саму программу. А вот чтобы складские помещения не пустовали, а прибыль от данного вида деятельности не снижалась, логистическим компаниям надо пересмотреть подходы к работе и научиться работать в условиях жесточайшей конкуренции.
Как сообщил на пресс-конференции Валерий Гинтов, главный товаровед Министерства торговли Беларуси, в настоящее время в республике реализуется 25 инвестиционных проектов в соответствии с программой развития логистической системы, утвержденной постановлением Совета Министров от 29 августа 2008 года № 1249, и 16 дополнительных проектов по заключенным инвестиционным договорам. Как правило, все участки расположены в непосредственной близости от проходящих через территорию Беларуси транспортных коридоров.
Наибольшее количество логистических центров будет расположено в Минской области, на территории которой проходят и пересекаются 2 транспортных коридора. На сегодняшний день здесь реализуется 12 проектов в соответствии с программой и 10 дополнительных проектов. В Брестской области строится 7 логистических центров, в том числе 5 согласно программе, в Витебской и Гродненской областях реализуются по 2 проекта в соответствии с программой и по 2 проекта дополнительно, в Гомельской области – 2 проекта, из них 1 – по программе и 1 – дополнительно, в Могилевской области реализуется 2 проекта в соответствии с программой.
В.Гинтов отметил, что в настоящее время назрела необходимость проводить работу по совершенствованию законодательной базы развития логистической системы на базе тех данных, которые имеются по итогам 3-летней работы. В частности, планируется актуализировать саму программу развития логистической системы. «Как показала практика, ряд участков, предусмотренных программой, не востребованы инвесторами. Поэтому назрела необходимость либо заменить их на более подходящие, либо сделать выводы о том, что в какой-то отдельной области или районе, может быть, нецелесообразно размещение такого количества логистических центров с учетом того, что в Минской области основная масса их уже строится. Где-то необходимо сократить их количество», – сказал представитель Минторга.
Кроме этого, сейчас прорабатывается вопрос о внесении изменений в Указ Президента от 1 сентября 2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для владельцев логистических центров предлагается упростить требования, которые предъявляются к соискателям специальных разрешений (лицензий) при оптовой торговле и хранении алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции. Также подготовлены разъяснения о порядке документооборота при реализации товаров с участием логистических центров и разработаны стандарты для оптово-логистических центров.
Транспортная логистика: дороги, взлетно-посадочные полосы…
В настоящее время в сфере транспортной логистики реализуется 25 проектов. По словам начальника управления стратегического развития, координации и инвестирования транспортных систем министерства Павла Божанова, высказанным им на пресс-конференции, основной упор в развитии транспортно-логистических центров делается на развитии транспортной инфраструктуры, в частности, автомобильных дорог: «будут дороги достойные – будут развиваться и логистические центры». Так, одной из целей реализуемой сегодня в республике программы «Дороги Беларуси» является реконструкция дорог от Минска до областных центров до доведения их до нормативов, соответствующих дорогам первой категории. Основные работы по реконструкции дорог и строительству подъездных путей к действующим и строящимся объектам инфраструктуры выполняет предприятие «Белавтодор».
Кроме этого, принята программа развития Белорусской железной дороги, в которой большое внимание уделяется развитию транспортной логистики. В частности, предприятие «Белинтертранс» при железной дороге активно развивает программу по строительству логистических центров. Так, к примеру, в ближайшее время в Степянке и Колядичах будут введены 2 новых транспортно-логистических центра, отвечающих самым современным требованиям, доставка грузов к которым будет осуществляться железной дорогой.
Большое внимание уделяется и реконструкции взлетно-посадочных полос на аэродромах, вблизи которых строятся логистические центры. Так, в настоящее время заканчивается разработка проектно-сметной документации на строительство логистического центра в районе Национального аэропорта «Минск-1» с участием инвестора из Бельгии на сумму 388 млн. евро. Проект предусматривает усовершенствование взлетно-посадочной полосы и терминала. Он сложный, имеет много направлений. Однако сроки реализации проекта не переносились, несмотря на то, что возникли объективные сложности, связанные с согласованием вопросов по развитию инфраструктуры.
А вот что касается еще одного проекта по строительству центра бизнес-авиации в Национальном аэропорту «Минск-1», то, отвечая на вопросы журналистов, П.Божанов сказал, что российская компания «Итера» не отказывалась от его реализации. В то же время начальник управления подчеркнул: «В связи со сложностями, возникшими у российского инвестора – компании «Итера», сроки реализации проекта несколько раз переносились. В настоящее время инвестор прислал нам письмо, в котором говорится, что он не отказывается от проекта, что объективные сложности устраняются, и инвестор будет реализовывать этот проект». «Пока мы ждем, когда инвестор устранит все свои проблемы, и к нам реально придет финансирование. Мы готовимся к очередному раунду переговоров с представителями компании в Беларуси, которые тоже подтверждают интерес инвестора», – сказал П.Божанов. При этом он отметил, что строительство центра бизнес-авиации увязано с реализуемым компанией «Итера» проектом «Минск-Сити». «Успешно реализуется проект «Минск-Сити», соответственно успешно пойдет проект по созданию центра бизнес-авиации. Переговорный процесс по этому проекту пока не закончен», – резюмировал начальник управления.
В июне текущего года заключен инвестиционный договор на развитие инфраструктуры в аэропорту в г.Витебске на сумму около 50 млн. евро. Здесь инвестор из Чехии планирует создать авиакомпанию, центр по обслуживанию самолетов и транспортно-логистический центр.
Второй год продолжаются работы по использованию взлетно-посадочной полосы на Оршанском ремонтном заводе. Первый инвестор – гонконгская компания намерена эксплуатировать полосу для приземления самолетов, следующих из Китая в Европу. В Минтрансе прошла предварительная презентация проекта. Был сделан и пробный рейс из Китая. Правда, самолет пока приземлился в Европе. Тем не менее, все таможенное оформление было произведено в Орше. Однако этот инвестор не проявил никакого интереса к заводу. В 2011 году, после посещения Президентом предприятия, появился второй инвестор, который намерен заняться реконструкцией и дальнейшим развитием завода. После того, как два инвестора найдут тесные связи для сотрудничества, проект активно будет развиваться дальше. «Но пока сложно говорить о конкретных цифрах, объемах, потому что идет переговорный процесс. Инвесторы изучают завод, его мощности. Но, к сожалению, спрос на его продукцию невысокий. Однако перспективы есть, поэтому руководство завода с одним и с другим инвестором определяет круг вопросов по дальнейшему сотрудничеству», – пояснил П.Божанов.
В чем секрет успеха работы логистической компании?
РУП «Белтаможсервис» в соответствии с программой развития логистической системы реализует в настоящее время 7 проектов. Как рассказал на пресс-конференции генеральный директор предприятия Юрий Король, 2 проекта уже реализовано – в Бресте и Минске (на площадке бывшего «Мотеля»). Оставшиеся 5 проектов реализуются в Минске, в пунктах пропуска «Козловичи» (на границе с Польшей) и «Каменный Лог» (на границе с Литвой), в Гомеле и Могилеве. Площади складских помещений по всем проектам составляют до 25 тыс.кв.метров на общую сумму инвестиций порядка 120,5 млн. евро.
Говоря о реализованных проектах в Бресте (декабрь 2010 г.) и под Минском (апрель 2011 г.), Ю.Король сказал, что окупаемость проектов по сумме вложенных средств должна была составить 8 лет. Но жизнь показала, что сроки окупаемости снижаются до 5-6 лет, что объясняется востребованностью логистических центров как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов. Например, за время работы центра в Бресте организация уже получила прибыль в размере 2 млрд. 546 млн.руб. Что касается логистического центра под Минском, то начиная с апреля текущего года прибыль составила 569 млн.руб. Поэтому, подчеркнул генеральный директор предприятия, «бизнес этот выгоден и востребован, хотя конкуренция жесточайшая, и мы на себе это ощущаем». При этом он отметил, что подписанный недавно указ о высвобождении от уплаты НДС владельцев логистических центров при растамаживании и отправке грузов в третьи страны «создает прекрасные конкурентные возможности для наших предприятий, прежде всего в Таможенном союзе». «Интерес к Беларуси и логистическим центрам в республике со стороны России и европейских стран огромен. Каждую неделю мы проводим переговоры с 2-3 крупнейшими российскими и европейскими компаниями», – добавил Ю.Король. Руководитель РУП «Белтаможсервис» также сообщил, что на предприятии создана многоуровневая логистическая система и совместно с БГУ разработана концепция его развития «исходя из современных условий и места Беларуси в логистике». Внедрены современные программные продукты, которые в режиме онлайн управляют всеми процессами логистики. «Мы готовы интегрироваться с программами европейских и российских компаний», – сказал гендиректор.
Что касается складской логистики, транспортных услуг и экспедиционной деятельности, то они полностью автоматизированы. Это приводит к росту производительности труда и сокращению затрат и времени на обработку и передвижение грузов. «Благодаря вступлению Беларуси в Таможенный союз, логистика сегодня претерпевает изменения, расширяется рынок ее услуг. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и приветствуем приход в республику инвесторов», – добавил Ю.Король.
Отвечая на вопрос автора публикации, не предполагается ли снижение прибыли, получаемой компанией, в связи с изменением в республике экономической ситуации, генеральный директор предприятия сказал, что за I полугодие текущего года организация получила 30% роста прибыли. «Но логистика – это не только склады. Идеальная логистическая схема – это когда груз доставляется от точки отправления до точки назначения, минуя все склады. Сегодня мы оказываем экспортные услуги, даже не заезжая на территорию Беларуси, и получаем до 40% прибыли в валюте», – сказал Ю.Король. Что же касается складов, то, по словам генерального директора, они приносят прибыль только тогда, когда заполняются. А сегодня средняя загрузка складов составляет в среднем 45%.
Учитывая то, что в настоящее время заполняемость складов даже у достаточно известных логистических компаний снижается, не приведет ли это к тому, что вновь построенные логистические центры окажутся невостребованными? Отвечая на данный вопрос, Ю.Король предположил, что, по всей видимости, у отдельных логистических компаний сегодня возникли проблемы со своими заказчиками. Чтобы устранить возникший пробел, компаниям необходимо пересмотреть подходы к работе и научиться работать в условиях конкуренции. И если правильно построить отношения с компаньонами и инвесторами, то «всем хватит работы и денег», высказал свое мнение руководитель предприятия.
Елена МАСЛОВСКАЯ. http://nb.by/